Ультразвуковое исследование фолликулогенеза (первое исследование)

Результативное ультразвуковое исследование репродуктивной функции женского организма. Применяется для решения проблем с бесплодием, зачатием, нарушением менструального цикла. Позволяет диагностировать корректность работы яичников, матки и контролировать процесс овуляции.

Что исследуется?

Фолликулометрия —  диагностическое исследование, проводимое при помощи ультразвукового аппарата, в результате которого выясняется и оценивается:

• функционирование яичников;
  • созревание яйцеклетки (овуляция);
  • патологии менструального цикла.

Помимо наблюдений за процессом овуляции, фолликулометрия позволяет:

• обнаружить миомы, кисты, а также классифицировать их по видам;
  • определить дни, оптимальные для зачатия;
  • подтвердить необходимость в стимулировании овуляции;
  • выяснить причины нерегулярного менструального цикла.

Результаты обследования дают информацию о процессах, происходящих в матке и яичниках:

• наблюдается процесс овуляции, определяются характерные для него признаки;
  • фиксируется образование/отсутствие желтого тела, контролируется уровень гормонов;
  • на основании размеров фолликула обнаруживается киста фолликулярная;
  • фиксируется лютеинизация фолликула, когда, желтое тело образуется без овуляции;
  • определяется отсутствие доминантного фолликула, желтого тела, наличие гормонального сбоя.

В зависимости от характера выявленных аномалий назначается лечение.

Как проходит обследование?

Диагностика проводится с использованием ультразвукового датчика, при этом применяется два способа:

• трансабдоминальный —  через поверхность живота, при этом пациентка лежит на спине, а кожу смазывают специальным гелем, чтобы датчик свободно двигался по стенкам живота;
  • трансвагинальный — когда сканер с надетым на него презервативом вводят через влагалище.

Всего делается от 4-х и более исследований. На весь период наблюдений из рациона исключаются продукты, вызывающие газообразование.

• При трансабдоминальном методе за час до диагностики необходимо выпить литр воды.
  • При вагинальном обследовании, наоборот, мочевой пузырь следует опорожнить.

Показания к прохождению

В репродуктивной функции женского организма важное значение занимают фолликулы, которые формируются в яичниках. Каждый менструальный цикл фолликул растет, достигает определенного размера, лопается и высвобождает яйцеклетку. Процесс называется овуляцией, а сам фолликул считается доминантным, поскольку только один из общего количества фолликулов формирует созревшую яйцеклетку. Выйдя из яичника, яйцеклетка попадает в брюшную полость, где ожидает встречи со сперматозоидом.

Если же овуляции не происходит забеременеть невозможно. На месте лопнувшего фолликула образуется желтое тело, временно функционирующее до следующей менструации либо до образования плаценты (при возникновении беременности).

Диагностика позволяет определить причины нерегулярности цикла и отсутствия зачатия. Источником проблемы могут быть разные факторы:

• дисфункция яичников;
  • эндокринные нарушения;
  • опухолевые образования;
  • воспалительные, инфекционные заболевания;
  • стрессы, эмоциональная нестабильность, депрессии;
  • угасание репродуктивной функции (климакс).

Одно или несколько таких нарушений могут привести к проблемам развития фолликулов на разных стадиях своего формирования. Для выяснения причины и определения плана лечения необходимо пройти фолликулометрию.

Подготовка

• При вагинальном обследовании, наоборот, мочевой пузырь следует опорожнить.